axenty


Журнал о варганной музыке


Previous Entry Share Next Entry
Baikal Jew's Harp Clinic: путеводитель по материалам и статья
axenty
В данной записи вы можете найти ссылки на различные материалы о фестивале (запись периодически обновляется) и прочитать небольшую мою статью о впечатлениях от события.

1. Путеводитель по фестивальным материалам

Материалы о событии:
Опубликованное видео:
Аудио (на сайте vk.com):
Фотоальбомы:
Организаторы фестиваля: veskimo, i_bogatyreva, j_jharper

Фрагмент карты Хужира, перерисованной Юлией Федоровой для фестивальных событий. Присмотритесь к названиям!


2. Baikal Jew's Harp Clinic: впечатления

...с 6 по 12 августа 2012 г. он(а) проходил(а) курс варганотерапии в Байкальской варганной клинике под наблюдением опытных врачей. Проведенные процедуры существенно ухудшили состояние пациента, он признан неизличимым и выписан для продолжения самостоятельного лечения.

(Текст из диплома участника фестиваля)

Варганный лагерь на Байкале закрылся, участники разъехались и, казалось бы, самое время разложить дома памятные сувениры, немного погрустить о том, что все закончилось, и, наконец-то забыв обо всём и поставив в уме галочку «я там был», продолжить заниматься своими делами. Но не тут-то было! 

Владимир Марков - один из трех организаторов фестиваля
Тот колоссальный заряд бодрости, который мы получили на фестиваля 6-12 августа, не оставит нас еще очень долго. А все потому, что в этот раз организаторы применили новый подход к формированию события и перевернули типичный для варганных фестивалей ход вещей с ног на голову. И поступили абсолютно правильно! В итоге фестиваль получился совершенно особенным сравнительно со всем тем, что я видел до этого (начиная от всевозможных локальных мероприятий и фестивалей и заканчивая такими глобальными и масштабными событиями, как международные конгрессы-фестивали варгана).

Как всё происходит обычно: публике дается возможность познакомиться с варганной культурой в том виде, как ее подают организаторы. Это в большей степени красивая и эффектная демонстрация каких-либо достижений на варганной стезе, способ подчеркнуть определенные результаты, достигнутые основными участниками: в музыке, в оттачивании каких-либо техник игры, в исследованиях, в пропаганде варганной музыки и так далее. 

А уже где-то в перерывах происходит самое интересное и полезное: спонтанное музыкальное взаимодействие и обретение живого и практического опыта игры. Музыканты, участники и слушатели находят окна в расписании и, выгадав свободное время, разбредаются по углам: начинают играть, импровизировать, обмениваться опытом, обсуждать техники игры из мастер-классов, делать выводы... и так до следующего пункта в фестивальной сетке событий.

В варганном же лагере на Байкале основной основ послужило именно это, обычно прячущееся между строчками расписания, взаимодействие. Противопоставление «мастер-начинающий» было размыто настолько, насколько это было возможно, а количество практического опыта попросту зашкаливало за все привычные нормы. Мероприятия из расписания только направляли непрерывный поток этого взаимодействия в нужных направлениях, акцентируя внимания на каких-то деталях, но не разбивали при этом фестиваль на разрозненные и отвлеченные друг от друга события. Поэтому он казался одним цельным шестидневным мастер-классом по игре на варганах для всех его участников без исключений. Играл ли ты до этого только пару дней или с десяток лет, не важно — обучения игре на варганах не смог избежать никто.

Сразу оговорюсь: событие получилось настолько насыщенным и ярким, что я просто не смогу перечислить всё, поэтому остановляюсь только на тех моментах, которые хотелось бы упомянуть больше всего.


Ключевой момент
«В гармонии друг с другом - варганы в лагере будут только на A и D»

Принципиально важным моментом, обеспечившим успешную работу лагеря, было то, что, задолго до открытия лагеря, организаторы поставили условие всем его будущим участникам: варганами, которые можно использовать в игре, будут инструменты, настроенные на ноты ля и ре и никаких других. Правило соблюдалось без исключений: если кто-то не привез инструменты на нужную ноту, то ему либо помогали настроить варганы, либо предлагали приобрести подходящие инструменты непосредственно в лагере, либо обеспечивали нужными инструментами на время.

Поэтому в течении всей недели фестиваля (кроме разве что некоторых концертных номеров и одного мастер-класса) звучали только те варганы, которые не вносили диссонанс в общую музыкальную картину мероприятия. В сравнении с другими варганными событиями, где аналогичные условия если и соблюдаются, то только во время отдельных джемов — это не просто шаг вперед, а самый настоящий эволюционный скачок.

Конкурсы и игры
О том, как сыграть на варгане «тишину от которой звон в ушах» и остаться после этого собой

Как правило, многие конкурсы сводятся к выявлению победителей по принципу «кто лучше подготовился». Это бывает интересно посмотреть и послушать. С другой же стороны, с тем же успехом можно проводить конкурс аудиозаписей — все  довольно прямолинейно и без неожиданностей.

А вот к конкурсам варганного лагеря, в противоположность подготовке к известным условиям, приходилось адаптироваться прямо на месте (а иногда даже и вовсе успевать переосмыслить свой стиль игры, получив очередное задание!): озвучивать немое кино, пытаясь сплести вместе смысловую и музыкальную составляющую, играть под случайные тексты начиная стихами Маяковского и заканчивая шуточными рассказами про жизнь и быт ежей, и прочее, прочее, прочее.

К слову, после этой поездки на Байкал я часто задаюсь вопросом: а каким бы был известный конкурс «Виртуозы мира», если бы его участникам пришлось играть свои композиции на варгане работы Карла Шварца, как это было в одном из конкурсов варганного лагеря?... И не просто на варгане Карла Шварца, а на самом плохом и некачественном варгане этой мастерской, который только удалось найти организаторам!

Конкурс «лучшая игра на худшем варгане»: 10 отрывков игры на маультроммеле Шварца

Сюда же — к конкурсам — можно отнести и игры, придуманные организаторами лагеря. Варганная «бутылочка», угадывание слов и фраз по музыкальным зарисовкам, но разве все это можно описать в статье! А вот сыграйте-ка на варгане про «тишину от которой звон в ушах», чтобы слушатели могли уловить смысл музыкального повествования и отгадать фразу  — каково, а? И ведь играли же — и ведь отгадывали!

Мастер-классы
А теперь — небольшой перерыв на сон, продолжим сразу после завтрака.

Как уже было сказано ранее, все шесть дней были одним сплошным мастер-классом, а одноименные пункты из расписания были скорее способом направить внимание на конкретные темы и сбалансировать процесс обучения. На поддержание этого баланса влияло и то, что не было слишком явной дистанции «учитель-ученик». Если в один день мастер-класс проводил ты, то в другой день ты попадал на мастер-класс одного из своих вчерашних «учеников».
В общем и целом: организаторам удалось создать очень правильную атмосферу для эффективного обучения и я уверен, что в этом с них нужно брать пример всем-всем-всем другим организаторам подобных событий. Не было привычной раздробленности и рассеянности, не было мастер-классов «для галочки», не было замкнутости на единственном стиле игры. Всё было максимально целостно, последовательно, разнообразно, но одновременно с этим без идеологических или авторских перевесов в пользу каких-то конкретных техник.
Участники лагеря усваивали новые приемы, время от времени возвращались к уже пройденным темам, активно использовали техники на практике и перенимали что-то друг у друга. Параллельно с этим разнообразные конкурсы и игры помогали не отвлекаться от процесса обучения даже во время отдыха от занятий и делали процесс освоения варгана постоянным и взаимосвязанным. И к концу фестиваля в игре участников лагеря был слышен самый настоящий прогресс (не говоря уже о том, какой огромный потенциал для развития мы все увезли с Ольхона с собой).

Что особенно важно: за эту неделю непрерывного взаимообучения удалось выйти за рамки индивидуального развития. Если бы вы только знали, к какому заметному прогрессу в контексте игры в ансамбле привел этот шестидневный варганный «мозговой штурм»! Но об этом — в отдельной статье Владимира Маркова.

На этой фотографии я проверяю, остался ли еще пульс у участников после двухчасового занятия по вибрато.
Мастер-класс по вибрато

Концерты и джемы
Связь с космосом на полчаса? Да легко!

Долгие и непрерывные получасовые вечерние джемы у микрофонов, дневные джемы — на крыльце домика, ночные — где придется, выездные — на острове... много, очень много джемов! Иногда — мелодичные и успокаивающие, иногда — совершенно безумные и раскрепощенные. Варганы разбавлялись флейтами, клавишами, скрипкой, барабанами, даже металлоломом, найденным на острове. Фестиваль был пронизан духом нескончаемой импровизации и этого ощущения не передать никакими средствами.

Финальная и нескончаемая джем-сессия: от варганов и шаманского бубна до скрипки, вокала и синтезатора
[Некоторые примечания насчет джема из этого видео]
Один из самых интереснейших импровизационных джемов, в котором мне приходилось играть. Пересматриваю это видео почти регулярно, чтобы лучше зафиксировать в себе весь этот замечательный опыт. В некотором плане даже отношусь к этому видео больше как к обучающему, чем музыкальному. На протяжении джема постоянно меняется композиция, ее динамичность, состав инструментов. Одни исполнители внезапно начинают вести и уводить музыку в другое русло, а другие — прямо на ходу формируют отдельные дуэты. Кто-то подхватывает первого, кто-то — вторых, но все остается в рамках цельного общего потока. И с постоянным участием публики, тоже динамичным. Интересно наблюдать за реакциями одних исполнителей на резкие музыкальные повороты других (как на шестой минуте, например), за выражениями лиц и за тем, как участники джема находят свои способы ориентироваться в этом самом общем потоке.


Конечно же, были и более официальные выступления — два основных концерта под завершение фестиваля. С одним из них мы даже вышли за пределы варганной клиники, выступив в концертом зале одной из туристических баз. И это было даже неожиданно: зал попросту не смог вместить всех зрителей. Люди сидели на полу, стояли у стен и в проходе и даже, кажется, кто-то оставался и на улице возле открытых дверей. Публика попалась отзывчивая и, ближе к завершающим джемам, окончательно прониклась варганной музыкой, не отпустив исполнителей со сцены после первой попытки закончить концерт.

Концерт в Хужире

А на следующий день был итоговый концерт, на котором играли уже и набравшиеся опыта «ученики» и на котором было много неожиданной, новой и приятной варганной музыки. Быть может, это был один из самых важных моментов фестиваля: целенаправленная работа на раскрытие потенциала участников лагеря дала о себе знать и принесла первые и замечательные результаты непосредственно во время работы лагеря. Выступления «учеников» (даже самых начинающих) не были похожи на простой набор скопированных техник, это была осознанная работа с музыкой.

И теперь крайне интересно, к чему же всё это приведет через месяц, полгода, год...

Post scriptum
Актуальный юмор, выводы и девушки

Помимо всего прочего, в лагере было весело. Организаторы сумели с юмором подойти к работе над конкурсами, играми и всевозможными официальными моментами (вспомните хотя бы эпиграф к этой статье, переписанный из текста диплома), в чем-то пародируя известные события, а в чем-то — деликатно подшучивая над некоторыми сложившимися шаблонами варганного мира. Но поскольку лагерь был обучающим, то и юмор был таким, что мог кое-чему научить.

Особенно веселой, яркой и познавательной нотой фестиваля была установка мирового рекорда игры на варганах, настроенных на одну ноту. И даже не обошлось без сертификата участника!

Игра самого большого ансамбля варганистов с варганами настроенными на одну ноту.
[Небольшое примечание (на всякий случай)]
Примечание: иногда спрашивали, не «фанера» ли это. Нет, это живая синхронная игра, из которой лишь удалили шумы.


А какие выводы можно сделать из всего этого фестиваля? Да никаких, ведь выводы о фестивале можно сделать только после того, как он завершится. А этот фестиваль, вопреки его официальному закрытию двенадцатого августа, еще не закончился. Тот опыт, который получили участники — до сих пор резонирует и звенит в пространстве.

Как долгий-долгий джем: музыка медленно затихает, почти замирает и кажется, что вот уже всё, композиция закончилась. Но никто не прекращает играть, все прислушиваются и осторожно, чтобы не потревожить тишину между звуками, продолжают и продолжают погружаться в музыку, теряя чувство времени и самих себя, внезапно обнаруживая всё новые и новые созвучия.

***

Ну а теперь — о главном!

Просто нельзя не отметить то, что на байкальском фестивале (в противоположность тому, как оно бывает обычно) играющих на варганах женщин было больше, чем мужчин. Некоторые европейские варганисты, тоскуя из-за того, как мало девушек играет в их странах, и раньше-то с восхищением поглядывали на нашу прекрасную половину варганного человечества. А теперь-то — это ведь вообще разрыв всех шаблонов!

Подумать только, в восьмиместном двухкомнатом домике, где я жил, моими соседями были семь девушек, играющих на варгане. Вот примерно в такой вот компании я коротал долгие фестивальные вечера (снято на недофотоаппарат без вспышки, извиняйте):

27-03-2012- 016

 А сколько варганисток было за пределами домика!




?

Log in